Email: PriestAndrey@Gmail.com, Cell: 862-571-7770.

View in English / Английская Версия:

Rev. Priest Andrey Kovalev


Бог – как Личность.

‘И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь./…/Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это чувство было настолько разительное, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я смотрел долго; ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было яркое сознание, что тут несомненно стоит Христос.’ (АНТОНИЙ, митрополит Сурожский (Блум). Отрывок из автобиографии).



'Бог – как Личность.' Так получилось, что в последнее время в разговорах и вопросах эта тема вызывает некий интерес и вопросы. Так, недавно, одной прихожанке я обещал что-нибудь об этом поподробней написать. Думаю что не только ей одной это будет интересно.

Обычно этот разговор начинается и проходит примерно так:

Вопрос: 'Вы в Бога верите?'
Ответ: - 'Да, что-то там есть. Какая-то высшая сила. Какая-то высшая энергия действующая по определённым законам.'
Такое, или почти такое отношение к Богу, и/или понимание Бога, нередко встречается даже в среде верующих, и считающих себя воцерковлёнными, людей.

'Бог – как Личность, Индивидуум.'('Индивидуум' - нераздельный, от слова 'divide' - делить. 'Троица Единосущная и Нераздельная'). Отношение к Богу как к Личности со своим характером, со своими особенностями, со своей волей, со своим определённым вкусом, со своими 'хочу/не хочу,' со своими 'нравится/не нравится,' со своим чувством юмора и желанием или не желанием его использовать в данной ситуации, встречается у православных гораздо реже. И даже Бога как-бы, 'принижает.' И уж совершенно врасплох берёт людей ответ на вопрос,
'Как Бог мог...? или 'почему у меня в жизни так... а не иначе?'
– 'Да так Ему просто захотелось и всё' или 'Бог не даёт Вам просимого, потому что просто не хочет и всё.'
Не обязательно только потому что нам это 'полезно или не полезно' а иногда только потому что Он просто не хочет, или Ему это просто не нравится и всё.

Такой ответ берёт людей врасплох.
–''То есть, как это? Что значит не хочет? Я ведь и то и это сделал... и свечку поставил... как это Он не хочет?'
Осознание того что Бог оказывается никому ничего не должен и не обязан, да ещё и не в силу каких-то причин, а просто так, обескураживает и даже вызывает и чувство обиды и дополнитеьные вопросы. И это хорошо. Так как это хорошее начало понимания истинного живого Бога, Бога как Личности, настоящего живого Бога.

А как-же Завет? Скажут тут некоторые. Да, деиствительно, у нас есть с Богом Завет. А 'завет' - это определённый договор обязывающий обе стороны – как нас так и Бога. Таким образом, казалось-бы, что Бог нам обязан в следствии договора т.е. Завета. Но, на самом деле, здесь всё очень просто – дело в том, что Завет у нас с Богом об одном а требуем мы от Него другого. Да ещё и, при всём при этом, нашу-то сторону 'завета' мы не очень-то и исполняем.

'Бог – как Личность' людей смущает и радует одновременно. Ведь это, с одной сторны значит то, что я могу придти в храм и поставить свечку - а Бог мне ничего-то и не даст, а, с другой стороны, может получиться всё наоборот – и до храма то я и не дойду и свечки то я и не поставлю а Он возьмёт меня и благословит. Просто так, незаслуженно, в подарок!

'Бог – как Личность' для нас означает многое. Приведу несколько примеров. 'Бог – как Личность' для нас означает то что Он не 'функциональный клубок законов' а значит к Нему можно просто обращаться не оглядываясь на законы и формулы. Его можно 'умолить.' Бог как Личность – это значит моя жизнь может координально поменяться 'в секунду,' не несмотря на мою ситуацию, а, если Он захочет. 'Бог Вседержитель – как Личность' означает относительность социальных, физических, логических и т.д. законов. 'Единый Бог Вседержитель – как Личность,' на более простом обыденном уровне, означает, например, что 'глобальное потепление может быть а может и не быть т.к. 'Бог как Личность' может починить а может и не починить, захотеть или не захотеть, и всё, просто так. С 'ресурсами' у Единого Бога Вседержителя проблем нет.

'Бог – как Личность' нас как обезаруживает так и вселяет в нас надежду и веру, убирает безысходность, делает жизнь бесконечно интересной.

Но как мы знаем что Бог – это Личность?

Примеров тому, что Бог есть живая Личность, множество самых разных. Приведём здесь только несколько из них:

• Одно из лиц Единосущной и Нераздельной Троицы - Господь Иисус Христос - как конкретная Личность. 'Видевый меня видел Отца' (Иоанна 14:9).
• Господь нас 'сотворил по своему образу и подобию' (Битие 1:26-27), а мы – личности!
• Сам факт установления Завета. Завет возможен только между личностями.
• 'Бог есть любовь' (1 Иоанна 4:16). Но ведь любить может только Личность. Любовь – это не механизм.
• 'Бог ревнитель' (Исход 6:3-7, Исх. 20, Втор 5:9, Наум 1:1, Зах. 8:2, Иак. 4:5). Так-же, любить до ревности и 'ревновать' может только Личность.
• Бог терпеливый (2 Петра 3:9). Терпеть может только Личность.
• Икона 'Троица' письма прп. Андрея Рублёва, так-же именуемая 'Предвечный Совет' (Битие 1:26). Думать, размышлять, советоваться в себе может только личность.
• Бог меняющий гнев на милость (Иона 3:10). Гневаться, миловать и вообще менять решения в 'зависимости' от уровня тонкого сердечного движения другой личности может только Личность.
• Несостоятельность 'Теории Вероятности' на 'личном житейском' уровне. Говорят, например, что 'снаряд в одну воронку два раза не попадает' а на житейском уровне получается что попадает и два и три раза. Даже иногда, так сказать, целая 'чёрная полоса' 'снарядов' и все 'в одну и ту-же 'воронку.''

Список примеров можно продолжать долго,но даже приведённых вполне достаточно для даже не очень воцерковлённого православного человека для того чтобы перестать воспринимат Бога иначе как Личность.

Только с Богом как с конкретной Личностью можно выстраивать отношения конкретным личностям, только Бога как Личность можно любить, только Богу как Личности можно молиться.

Так, будем помнить всегда когда мы приходим в Храм и/или обращаемся к Богу в молитве то, что мы обращаемся к конкретной Личности, Личности со своим особенным характерером, особенностями, со своей волей, со своим определённым вкусом, со своими 'хочу/не хочу,' со своими 'нравится/не нравится,' со своим чувством юмора и желанием или не желанием его использовать в данной ситуации т.е. с живым Богом!

К Богу как к живой Личности соотвтственно и относиться и молиться нужно не 'заклинаниями' а 'по людски.'